Вы никогда не замечали, что после того, как поговорите с друзьями или родственниками о какой-нибудь вещи, которую хотели бы купить, она волшебным образом вдруг появляется в рекомендациях маркетплейса или в рекламе в соцсети? Кажется, депутат и замруководителя комитета по информполитике Антон Горелкин точно это замечал. Поэтому в июне этого года выдвинул на рассмотрение Госдумы поправки в закон «Об информации», где владельцев интернет-ресурсов, использующих рекомендательные алгоритмы, обяжут раскрывать информацию о том, как именно работают эти алгоритмы и доводить это до сведения пользователей.
Инициативы по регулированию деятельности искусственного интеллекта в последнее время действительно выдвигаются во многих странах мира. В частности, в феврале этого года компании Google были предъявлены обвинения , что рекомендательные алгоритмы YouTube показывали пользователям контент, пропагандирующий терроризм, а китайский государственный регулятор выдвинул целый пакет требований к соцсетям и маркетплейсам, в которых компании обязывают раскрывать информацию о работе рекомендательных алгоритмов и пресекать их незаконное применение.
Есть большая вероятность. В Telegram-канале Антона Горелкина проскальзывала любопытная запись о том, что Ассоциация музыкальной индустрии совместно с Яндексом разработала методологию, на основе которой будет проверяться и выявляться музыкальный контент, который «не подходит для детей или вызывает дискомфорт или неприятие у взрослых слушателей» . И если сервисы Яндекса будут добровольно убирать музыкальный контен (и, по всей видимости, и видеоконтент) по требованиям пользователей, то к сервисам других компаний после принятия поправок смогут применяться соответствующие меры в принудительном порядке.