Очарование данных: дельный контент без привлечения экспертов

Очарование данных: дельный контент без привлечения экспертов

Сбивающая с толку правда состоит в том, что СМИ, коммерческий SMM, контент-маркетинг чаще всего производят инфопродукт не потому, что он несет ценность, а по совсем другим причинам. Общая цель — захват внимания публики, его удержание, а затем переключение на внедренные в ленты (видео, подкасты) рекламные сообщения.
Когда наполнители лент силятся изобразить аналитику, деловую продвинутость и рациональность, они обычно предъявляют эксперта или спикера, внешне на эксперта похожего. То бишь человека — с собственной манерой речи, мышления и чувствования, а также с некоей внешностью.
И мы прямо чувствуем эту эмоцию, а кора запоминает: «Ага, вот что нужно делать, чтобы было хорошо» . Вообще-то, с точки зрения физиологии, смысл жизни довольно очевиден: получать побольше положительных эмоций и поменьше отрицательных.
Поэтому эта штуковина тут же запоминает любые источники удовольствия. Иногда они уголовно наказуемы… Если мы говорим о гаджетах и наушниках, это называется информационный фастфуд… Когда мы говорим об «информационном детоксе», мы говорим: выключи смартфон и попробуй все-таки подумать, потому что информацию следует еще и обрабатывать.
…Очень важно прожить отпущенные нам… ну пусть 90-100 лет эффективно, интересно. А для этого надо тренировать нейроcети. Клетки микроглии (и много еще кто — например, зеркальные нейроны) все время следят за тем, грузите вы свои синапсы или не грузите. Если не грузите — они разрывают связи . Если ходить все время одними и теми же путями, мозги реально тупеют…»
К счастью, обывательская норма в значительной степени разбавлена людьми, которые не сидят на информационном фастфуде так плотно, как большинство. И обычно это либо предприниматели, либо специалисты-профессионалы в какой-либо области, либо ученые или деятели культуры. Короче говоря, средний и отчасти высший экономические классы.
Меж тем потребность в новизне и ценной информации никуда не девается. Рационалам нужно знать о реальных трендах в интересующих их областях, о подлинных, не однодневных, но длящихся событиях, которые действительно значимы. Им тоже необходимо детектировать новизну, время от времени возникающую в окружающем мире.
И вот тут на сцену выходят немногочисленные вебрайтеры и площадки, поставившие себе задачей ликвидацию информационного разрыва между рациональным потребителем контента и залежами данных, в которые тот не полезет, даже если знает об их существовании. Это ведь не специальность потребителя — пусть даже продвинутого — копаться в цифрах с целью нарыть фактуру, да и по-человечески оно лень.
Автору контента удобно опираться на мнения авторитетных в своей области лиц. Однако «апелляция к авторитету» как часть неформальной логики, считается сомнительной практикой. Проблема в том, что мнение авторитета не является корректным всегда — и сегодня, и завтра. Ошибаться может даже ученый с Нобелевкой за плечами. Ошибаться могут опытнейшие инженеры с обширной практикой.
Научные данные поставляются миру в виде публикаций в научных журналах, в том числе онлайн, а также на сайтах препринтов. Производится научная информация практически по поводу любой области человеческой деятельности. Она постоянно перепроверяется, обновляется, выдерживает или не выдерживает пересмотры, дополняется.
Вопросы о лженауке, идеологизированной науке, науке на службе у правительств и корпораций мы здесь опустим. Во-первых, потому что все это заслуживает отдельного обсуждения. Во-вторых, потому что доля неверных, тенденциозных и манипулятивных сообщений в научном мире по сравнению с другими областями человеческой деятельности довольно мала.
Коммерческие исследования (например исследования рынков, потребительских предпочтений и т. п.) — область меньшего доверия, однако компании, которые их производят, тоже заинтересованы в хорошем качестве представляемых публике работ. Ведь они рискуют репутацией бренда и приверженностью к нему постоянной клиентуры. С фейками и манипуляциями и в этом случае не разгуляешься.