А также пользователь передает право на сублицензирование. То есть, его фоточки, собственноручно сделанные графические работы, музыка, тексты и тому подобное соцсеть может предоставить для бесплатного использования третьим лицам. Давайте разберемся, как это устроено.
Люди охотно делают перепосты этой юридической чуши, не вникая в ее содержание. В тексте упоминаются «Римский статут» и громкие названия других международных конвенций, которые не регулируют отношения пользователей и соцсетей вообще никак. Назначение этих постов – якобы защитить пользовательский контент от хищнического использования.
На самом деле ни от чего они защитить не могут. Механизм юридических «отношений» пользователей и соцсетей вкратце таков: сервисы предоставляются людям «как есть», без каких-либо серьезных обязательств. Если пользователь регистрируется в соцсети, он автоматически принимает «Условия использования», которые обычно не читает.
Такие всеобъемлющие, что оторопь берет. Две самые известные западные соцсети могут использовать ваши авторские работы как угодно. И в принципе (это вряд ли произойдет, но все же): отдать или продать ваши фото, рисунки и тому подобное другим компаниям. Которые вполне законно смогут выпустить, скажем, футболки с мемом, который вы придумали и нарисовали. Заработать на них, а вас оставить с носом.
Становится ясно, что никакие заклинания типа «… объявляю, что все мои персональные данные являются объектами моего авторского права…» в данном случае не работают. Если пользователь зарегистрировался в соцсети – он согласился с условиями лицензирования безусловно и на все время, пока он присутствует в соцсети (и даже немного дольше).
Заметна и не может не беспокоить диспропорция: пользователи соцсетям юридически прозрачно дарят лицензию на все, а соцсети пользователям – сервис «как есть» и больше ничего. Причем любой пользователь может быть забанен без объяснений, его контент может быть удален, правила использования соцсетей могут быть изменены в одностороннем порядке и т. п.
Явление соцсетей народу произошло в человеческой истории впервые. И они достигли такого влияния, такого объема знаний о пользователях, таких возможностей манипуляции ими, что всему человечеству (может быть, на уровне ООН) требуется создать новый раздел права, посвященного исключительно отношениям соцсетей и их пользователей.