В промежутках между маленькими взлетами и большими падениями я сделал еще 5 или даже 7 тестовых проектов, но ни один из них не выжил. Все, что я когда либо затевал, крутилось либо вокруг традиционных СМИ, либо вокруг тематических блогов, либо в теме музыкального продакшна. Такая уж сложилась область профессиональных интересов — за ними я и следовал, ибо понимал, что тратить годы на то, что совсем не люблю, самоубийственно.
Мне было 40+, я фрилансил без какого-либо плана, хватаясь за любую ерунду. Производил рекламные ролики для радио (сценарии, запись актеров, написание музыки, сведение, мастеринг); писал и записывал корпоративные гимны; сочинял детские эстрадные песни на заказ; продюсировал альбом перспективной рок-группы…
На пятом десятке наконец пришло время для рефлексии. Я пытался понять, что со мной не так? Какой такой предпринимательской железы мне не удалось отрастить? И как вообще с этим жить — оно же… ну, неприятно. Особенно когда видишь людей на 10-15 лет моложе, запускающих какие-то довольно фантазерские, на первый взгляд, бизнесы и преуспевающих в них.
Во всей человеческой популяции лишь около 5 % людей имеют свое дело. В России только 4 % семей получают доход от собственного бизнеса. Некорректно полагать, будто подавляющее большинство людей является какой-то безынициативной и ни на что не способной в рыночной борьбе массой. Вероятно, это предприниматели в чем-то особенные.
В конце декабря 2021 года были опубликованы результаты любопытного исследования , проведенного в стенах Наньянского технологического университета (NTU, Сингапур) на выборке в 416 бизнесменов, наемных управленцев и специалистов. Его авторы попытались выделить специфические поведенческие черты и способы мышления предпринимателей в ходе ролевой игры.
«Предприниматели действуют в ситуациях, которые неопределенны и динамичны. Их мозг адаптировался таким образом, что позволяет им быстро оценивать социальную среду и посылать более сильные социальные сигналы — быть более доверчивыми, более склонными наказывать, но также, что важно, быть более снисходительными к своим деловым партнерам»…
Действительно, меня всегда раздражала «социальность» коллективного труда. Я не понимал, почему люди заняты не тем, чтобы совместно топить за качество продукта к всеобщей материальной и статусной выгоде, а иерархическими игрищами, интригами, отношениями и конкуренцией за внимание собственника бизнеса, которую лишь условно можно назвать профессиональной.
Как правило, такие люди не перепродают что-либо, а производят материальный, информационный или творческий продукт. Он рождается из их новаторских идей, улучшающих жизнь потребителей. Такие предприниматели нанимают специалистов, потому что просто не в состоянии реализовать все придуманное в одиночку. И обычно собирают вокруг себя мотивированную, «заряженную» команду единомышленников.